Инь и Ян

Основы И Цзин — принцип Инь/Ян

Эти «два противоположных полюса»  изначально относятся к свету и тени: иероглиф «ян» обозначает освещенную сторону холма или оврага (южный склон холма и, соответственно, северный склон оврага), «инь» — затененную сторону (северная — для холма, южная — для оврага). Заметим — это две стороны одного целого, и они никогда не существуют по отдельности.

На известном символе «инь-ян» охватывающий круг показывает, что на самом деле эта пара — одно целое, а чтобы еще более подчеркнуть идею немыслимости одного начала без другого, у каждой половины есть точка противоположного цвета.
До разделения на 2 категории существовало лишь Беспредельное («у цзи»), оно породило Великий Предел («тай цзи»), в котором неразрывно соединены Инь и Ян. Кстати сказать – это два основных движения с которых начинается любое упражнение (тао) в тай -цзы цюань

Это разделение на Инь и Ян первично — все последующие деления (на 3, на 4 и т.д.) вторичны.
В таблице 1-1 приведены самые явные разделения реальности на 2 категории.

 Ян Инь
 левое правое
 верх низ
 спереди сзади
 свет тень
 будущее прошлое
 открытое закрытое
 Небо Земля
 внешнее внутреннее
 наличие отсутствие
 мужское женское
 белое черное
 Солнце Луна
 день ночь
 большое маленькое
 твердое мягкое
 жар холод
 острое тупое
 полное пустое

Китайцы полагают левую сторону тела янской, поскольку именно слева находится сердце.


Чтобы определить характер движения, нужно судить по тому, куда это движение направлено. Например, направление снизу вверх — янское, потому что обращено вверх (Ян). Изнутри наружу — также янское; снаружи вовнутрь — иньское.
Менее очевидные разделения представлены в таблице 1-2.

 Ян Инь
 вход выход
 движение покой
 постоянство изменение
 время пространство
 жизнь смерть
 нечет чет
 господство покорность
 ограниченное беспредельное
 круг квадрат
 крона корень
 возвышенное низменное
 благородное ничтожное
 частное общее
 посленебесное прежденебесное
 Дэ («добродетель») Дао («путь»)
 наступление отступление
 выпрямление свертывание
 постоянство изменение
«высшая душа»-хунь«низшая душа»-по
 разделение смешивание
 энергия-ци кровь

«круг-квадрат»: круг — это символ Неба, поэтому он янский; квадрат — символ Земли, относится к Инь.
Большую роль играет контекст разделения. Так, в китайской медицине очень много делений на категории, зачастую совершенно не очевидных, но они основаны на огромной практике и некоторыми теоретическими выкладками. Например, если мы рассматриваем ци (в китайской натурфилософии — энергия, присутствующая везде) и кровь, то ци будет относиться к Ян, а кровь — к Инь. Но если рассматриваются кровь и лимфа, то здесь уже кровь относится к Ян, а лимфа — к Инь.
Графически Инь обозначается прерванной чертой («- -«), Ян — сплошной («—») чертой. Иногда их удобно обозначать кавычками » или апострофом ‘ соответственно.

Таким образом, 1 и 0 основа не только двоичного кода в программировании, но и в самом материале Природы. На заре электричества один известный ученый сказал: «Электричество мы никак не можем использовать в своей жизни. Эта стихия полностью за пределами чувств и пространства человека».  А теперь, видя чудеса бытовой техники, компьютерных игр, интернета можно представить себе и механизмы природы, которые были реализованы с помощью двоичного кода. В сущности, человек не изобретает ничего нового, а только использует то, что видит у Природы.

Инь и Ян

Цикл Луны описывает переход Инь (новолуние) в ЯН (Полнолуние)… промежуточные фазы соответственно показывают моменты переходы – мутации, когда Инь начинает преобладать ( сразу после полнолуния). И когда начинает преобладать Ян (сразу после Новолуния)

Давайте потренируемся в восприятии и распознавании Инь и ЯН.

Абсолютно любой процесс или объект могут быть исследованы в этих понятиях.


Это так же пространственная и временная характеристика (возрастающее движение ЦИ ЯН) от новолуния к полнолунию, убывающее от полнолуния к новолунию.


То же самое в четырех фазах на протяжении суток. Ян возрастает до полудня, убывает к вечеру, инь возрастает до полуночи, убывает к рассвету.


Ладонь – где инь, и где ян? Человек спина и живот – где инь и ян?

Небо и Земля – это воплощение верха и низа…  субстанции инь и  ян – воплощение мужского и женского принципов в крови и дыхании, левое и правое – воплощение пути и направления для субстанций инь и ян, вода и огонь – признаки и приметы, которые определяют субстанции инь и ян, а сами субстанции – это начало возможностей.

Ци (дыхание Земли) это облака. Дождь (ЦИ — дыхание Неба)

Три субстанции центра в человеке (ЦЗИН – семя, концентрируется в почках; ЦИ – жизненный воздух, концентрируется в груди, сердце — прана, ШЭНЬ – дух, концентрируется в голове)

Ци — соответствует Анахате , поэтому сердечные энергия, ощущения, переживания – это то, что соответствует ветрам, дождям, облакам в наблюдаемом пространстве Природы.

По Парацельсу, изначальная причина нездоровья – это разногласие между телом и духом. Разрыв связи. И в первую очередь это может связано с беспокойствами, потрясениями, блоками (печаль, депрессия)

Это проявляется и ощутимо через дыхание. Есть такой термин, прямое и искривленное дыхание. Обратите внимание, как вы дышите в нервной и напряженной ситуации, сложной моральной обстановке. Болезнь – это реакция тело на невозможность адекватно реагировать на ситуации, которые предлагаются на жизненном пути. А постепенное увеличение суммы неправильных реакций приводит к нарушению структуры равновесия.

Так что отслеживание внутреннего состояния – это насущная необходимость для здоровья, правильного функционирования. Первое на что обращается внимание – ощущение вкуса, это внутренняя среда.


Здоровое состояние – когда инь – ровна, а ян – плотно. Когда теряется связь между инь и ян, тогда разрушается равновесие. В схеме «Дизайна Человека» Инь – кристалл дизайна, Ян – кристалл Личности.

Если в эту схему добавляется третий элемент — человек, то мы получаем триграммы, которые уже можно расположить по сторонам света.

Инь и Ян

Триграмма 1 —  Цянь (Творческая  Сила), Свойство  —  крепость, это Дракон,   творческий дух, живущий в водах и парящий небесах.  Это   дух  динамичных  перемен. Он  придает  творческую силу и  стойкость.  Его символ — Небо,  его действие —  сохранение.   Он состоит только  из  сильных  черт.  В семействе  триграмм он  является  отцом.

Аспект проявления. Ключевое  слово —  помощники.  Этот  аспект  связан с людьми, которые  могут  помогать на  жизненном  пути.:  учителя, наставники,   друзья и  коллеги.  Имеет  отношение   путешествиям и с  мужской  половиной  семьи. Его направление —  северо запад. 

Имея во всех позициях янские черты, представляет собой как бы бурление всех сил, готовых проявиться в творческом акте. Средняя черта указывает на способствование как Небу, так и Земле. Посредством Цянь побеждают

Триграмма 2Дуй (Разрешение).  Это  дух  открытых  водных просторов, дух  туманов,  поднимающихся от открытых  озер, рек,  прудов и болот, чтобы удобрять и насыщать  землю.  Его свойство —  радостность.  Это  самый  дружелюбный  и открытый  из всех духов, который  сопоставляется  с задушевными  словами,  выгодным  обменом,  приятным  времяпровожденим,  свободой от ограничений.  Он  может  придать  словам  убедительность  и  вдохновение,    наделить способностью  приводить  вещи  в движение и  создавать  хорошее  настроение.  Его символ — водоем, его действие  стимуляция.  Состоит  из одно слабой  черты  вверху и двух сильных — внизу.  В семействе  триграмм  —  младшая  дочь.

Аспект — Дети.  Это направление  связано с  творческим  воспроизводством,  физическом и  духовном  плане: дети,  творческие  проекты,  артистическое самовыражение. Оно так же  отражает способность к  общению.  Направление —  Запад. 

Аспект — Здоровье.  Центральная  область связана  с  физическим  здоровьем,  единством  и гармонией  всех вещей.  Связывает и  объединяет восемь внешних направлений.  Те аспекты  жизни, которые не  вписываются в  конкретные направления,  можно  улучшить работой  над  центром. 

Свойство триграммы обозначается этим же иероглифом, имеет фонему ШО — говорить, излагать, объяснять, выговаривать, бранить. Ядро значения — произносить вслух, что-либо. В случае ответа на одаривание — словесное благодарение, а при ожидании — выпрашивание, просьбу, вопрошание наполненные благоговением и подкрепленные подношением

Триграмма 3 Ли  (Сцепление). Это  дух  огня, света и тепла.  Магическая  сила  осознания;  меняющая сила   осознания с  блестящим  оперением, которая  касается вещей летит  дальше.  Его сияние  тесно связано с тем,  что оно  освещает. Он  может дать  силу,  чтобы  видеть и  понимать  суть вещей,  ясно  формулировать  цели  и  идеи.  Его  символ —  огонь,  действие —  сцепление и  соединение.  Он состоит из одной сильной  черты  между  двумя  слабыми.  В семействе  триграмм  — средняя  дочь.

Аспект — Слава.  Это направление  связано с известностью и репутацией, оно  отражает мнение  других  людей.  Связано с тем  как представляется  будущее, дальнейшая  жизнь.  Направление — Юг.

Ли — расхождение как разделение, приводит к установлению порядка, к возможности различения, как фундаментального познавательного акта. Под Ли подразумевается просветеление — Тьма вещей становится видимой сама себе.

Триграмма —  Чжэнь (Возбуждение, Гром).  Свойство  —  подвижность, это громовой  дух, который  вырывается  из  под  земли,  чтобы  пробуждать,  волновать  и нарушать  равновесие.  Он состоит из сильной  черты  внизу и  двух  слабых  черт наверху.  В  семействе  триграмм он является  старшим  сыном.

Аспект   проявления  —  Семья.  Это направление связано  с семьей в  самом широком  смысле,  не только с  ближайшим  окружении,  но также  с родственниками и  предками.  Направление  — Восток.

Возникновение, появления (чу, первопредки)  в Чжень означает одновременно  и рождение космоса. Происходит это за счет собирание янских и иньских сил всех других триграмм, незримо существующих до этого момента в недрах космической непроявленности. Вещам остается «проявляться». Первопредки «возбуждают» вещи, а те «возбуждаются» ими. Это модель — свертка будущей реализации, целевая установка, что побуждает субъекта к действию. При этом действия обретают направленность, на конечный результат, который будет принадлежать миру вещей. Чжен выступает в качестве аттрактора (притяжения) функции которого не закреплены жестко, а регулируются за счет обратной связи с источником действий.

Триграмма  — Сунь (Утончение).  Это  дух  ветра и дерева.  Трудноуловимый,  нежный  и прекрасный,  он  пронизывает  вещи и  придает  им  завершенность.  Его свойство  —  проникновение.  Он  питает и поддерживает. Его силами  является  ветер и дерево, и его действие —  движение  снизу вверх.  Он состоит из  слабой  черты  внизу и двух  сильных — вверху.   В  семействе  триграмм — это  старшая  дочь.

Аспект — Богатство.  Это направление  связано с материальным  благосостоянием и  символизирует  изобилие,  процветание любого рода. Направление  —  Юго Восток.

Низший по отношению к высшим, одаривается ими и проявляет соответствующую благодарность, а с другой — высший по отношению к низшим и поэтому одаривает сам, и к нему устремляется ответная благодарность.

Следуя высшему долгу, отдавая должное высшей инстанции, такой индивид должен сдерживать свою милость к подчиненному. Однако эта милость в свете ритуальной коммуникации,  в силу ее символичности, реально может видеться не уменьшенной и даже имеющей БОЛЬШУЮ ценность, так как оказывает приближенным к высшей инстанции.

Обильными одариваниями индивид не только демонстрирует свою щедрость, но и способствует укреплению своего статуса, делая более значимыми свои воздаяния высшему


Триграмма  — Кань (Погружение). Это дух быстро текущей воды, его свойство — опасность.  Он  преодолевает  преграды,  заполняет  пустоты.,  растворяет  вещи, или  уносит их в  неудержимом  потоке.  Он может дать энергию для рискованных поступков, а так же силу для    концентрации в критических ситуациях, и для преодоления препятствий.  Его символ —  вода, его движение — сверху  вниз.  Он состоит из одной сильной черты, между двумя слабыми.  В семействе триграмм он является он является средним сыном.

Аспект проявления.  Карьера. Это направление  непосредственно связано с работой.,  профессиональной  деятельностью,  заработком.  Его направление —  север.

Яма или рытвина, в качестве природной манифестации соответствует воде. Она течет вних и имеет свойство скапливаться в ямах, а рытвины — углубления промытые водой.  Текучесть символизирует процесс как таковой. Средняя черта триграмм при наличии янской черты вверху или внизу тоже связывается с процессом. В триграмме Кань, имеющей иньские черты вверху и внизу, причина и результат процесса отсутствуют, процесс оказывается замкнут сам на себя и потому вырождается, динамика превращается в стационарность. Данная замкнутость созвучна «схождению — соединению». Еще одно свойство воды — смачивание (склеивание вещей).

Триграмма Гэнь (Пребывание).  Это горный  дух, который  ограничивает и приводит вещи к  завершению.  Его свойство —  незыблемость.  Он ассоциируется с Чертогами  Бессмертных., вечным  покоем,   заключающим  в себе начало и  конец всех вещей.  Он может дать силу для осознания   пройденного  пути  и  оценки  свершений.  Его символ — гора, его действие — прекращение, остановка.  Он состоит из сильной черты, которая  «останавливает»  две  слабые  черты  внизу.  В семействе триграмм он является младшим сыном.

Аспект проявления —  Знание.  Это направление связано с  самосовершенствованием, умом, ясностью  мысли,  жизненным опытом и духовностью.  Его направление  северо-восток.

Триграмма Кунь (исполнение).  Свойство — самоотдача. Его символ —  Земля, дающая начало  всем  вещам. Это дух питающий  все  сущее. Без него ничего не могло бы существовать.  Он может наделить способностью придавать форму, воплощать мысли в реальность.  Его действие служение и воспроизведение.  Он состоит только из слабых черт. В семействе триграмм — это мать.

Аспект — Взаимоотношение.  Это направление связывается с главным партнером — мужем или  женой, другом или подругой,  наиболее  близким  человеком.  Если таковых нет, то это означает нереализованный потенциал. Связывается с женской половиной семьи. Направление Юго-Запад. Полный сил субъект, не подвергаясь воздействию объекта и как бы «отрешившись» от необходимости какой-либо реализации при препятствовании ее осуществлению, находится в состоянии «спокойствия» Покой (цзин) не является полной неподвижность — его степень изменчива, доходя до предела, покой превращается в движении


Каждая  триграмма  — это код  силы, который  описывает одно  из направлений  сферы  макрокосмоса.  8 секторов —  полная  сфера, и одновременно  —  центр. Усилия и плотность каждого  сектора  —  разные. Секторы  в ней  распадаются на направления, подобно спицам, связывающим обод с втулкой.

При этом образуются восемь видов усилий: и это можно почти физически прочувствовать, если спроецировать смысл этих триграмм на вихри (воронки) энергий (чакры)

В гексаграмме — покорность, пассивность субъекта и объекта, средняя черта означая «подавление», только усиливает их пассивные качества. Об этой триграмме говориться, что «тьма вещей вскармливается (ян) посредством нее» поскольку она всегда готова услужить

три направлены на  раскручивание  этого вихря (Цянь, Дуй, Сунь)

Три , на ее удержание, (Кунь, Гэнь, Чжень)

Две, на связь с центром. (Ли, Кань,)

Всякая система, связанная с движением, может рассматриваться с позиции пяти сил (Стихии), три из которых должны быть ориентированы на сохранение, и две – на удержание


Инь и Ян
Пролистать наверх